Любить – значит утверждать другого в его основном праве быть «другим»

По свежим следам м Конференции Недели Милосердия о Семье

«Любовь подтверждает инаковость каждого, потому что любить – значит утверждать другого в его основном праве быть «другим» и желать, чтобы он был самим собой, любить его таким, какой он есть»



Вчера в 10:00 московского времени сотрудники, волонтеры, друзья Каритас Юга России собрались на традиционную Конференцию Недели Милосердия. Было более 45 подключений, а слушателей значительно больше (ведь некоторые подключались целыми командами).

В этот раз звучала актуальная для нашего общества тема Семьи. А так как докладчиком был философ, то и тема была заявлена по-философски, и доклад был крутым, и все вещи были названы своими именами и наболевшие проблемы вскрыты стерильным скальпелем - исцеляюще.

Спасибо, о. Хосе!

Супружеские отношения между мужчиной и женщиной являются самой основной и сущностной формой всех человеческих отношений, поскольку в них заключены и из них рождаются все остальные. 
Чтобы установить наиболее существенные черты этих отношений, необходимо сделать различие между отношениями человека с вещами – отношениями «Я-Оно» и межличностными отношениями – отношениями «Я-Ты».

Личностное состояние человека обогащает, но и до бесконечности усложняет человеческие отношения. Они не отрегулированы мудрыми и сравнительно простыми механизмами животных инстинктов. Человек вынужден сам этически«создавать» их (как свою вторую природу). Исходная точка таких отношений именно в дистанции и различии между «я» и «ты», не сводимых друг к другу, каждое из которых имеет свой внутренний мир (идей, чувств, убеждений, страхов…)...
Итак, если человек хочет установить отношения с другими, ему обязательно нужно открыться, показать свой внутренний мир, высказаться. Понятно, что основная структура межличностных отношений – это структура «откровения». В области отношений непременно присутствует человеческая свобода.

Только на основе доверия возможна любовь, которая во всех своих формах является ядром и стержнем всех положительных межличностных отношений. Любовь умеет преодолевать отличие, при этом сохраняя его. Ведь отношения любви междуличностями – это не слияние и не смешение, не «позитивная энергия», которая нас «расплавляет»; любовь не делает нас одинаковыми, еще менее заставляет быть одним и тем же, напротив, любовь подтверждает инаковость каждого, потому что любить – значит утверждать другого в его основном праве быть «другим» и желать, чтобы он был самим собой, любить его таким, какой он есть. Вместе с тем именно утверждением инаковости другого преодолевается различие: другой человек выходит из состояния обезличенности, когда он просто «какой-то человек», «некто», и становится для меня уникальным и неповторимым «ты», наделенным своим лицом и именем. Итак, различие преодолевается (и сохраняется) «не безразличием перед лицом другого» (как говорит Э. Левинас).